Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 15:19

Персональный сайт психолога ДОУ Фоминой Светланы

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2014 » Сентябрь » 23 » Выступление психолога МОУ «Бендерский детский сад №2» Фоминой С.Н. на тему: «Развитие и коррекция эмоционального мира детей старшего дошк. в
20:02
Выступление психолога МОУ «Бендерский детский сад №2» Фоминой С.Н. на тему: «Развитие и коррекция эмоционального мира детей старшего дошк. в

Если учесть, что ребенок активно  развивается благодаря колоссальным информационным потокам, а цвет является одним из таких информационных потоков, то приобщение ребенка к определенным цветам влияет на его самочувствие, здоровье, полноценное развитие.

Свойства каждого цвета можно рассматривать на 3 уровнях: универсальном, культурном, личностном. Универсальные свойства связаны с тем, что цвет является частью видимого спектра и воздействует на живые организмы. Культурные факторы, включая место жительства человека и социально-экономические условия его существования, определяют избирательное отношение к цветам. Личностный уровень цветовосприятия заключает в себе определенную систему ассоциаций, которую человек формирует с каждым цветом, а также с различной степенью предпочтения разных цветов.

Цвета вызывают у разных людей различные психоэмоциональные, психофизиологические реакции.

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.

Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.

Желтый -  снимает напряжения и даёт надежду. Он действует позитивно на печень и желчный пузырь, активизирует работу желез внутренней секреции и стимулирует восстановление слизистых оболочек. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет нервную систему, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени.

Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности.

Голубой цвет успокаивает и укрепляет внутренне. Он активирует лёгкие и бронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. К тому же он помогает при кашле. успокаивает, повышает иммунитет, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.

Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый  действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Этот цвет снабжает энергией, в которой особо нуждается пищеварительная система. Усиливает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях .

Ребенку мир цвета открывается не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета- красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится  доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В 3 года нормально развивающийся ребенок знает названия 2-3 основных цветов. К концу дошкольного детства им не составляет труда дифференцировать сложную цветовую палитру.

Однако, как показывает практика, отмечается негативная тенденция, характеризующаяся увеличением количества детей, у которых отмечаются трудности в овладении цветами. Вот почему особенно актуально использование цвета в работе психолога. Здесь можно выделить три направления: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.

Работа с детьми. Это развивающие занятия с детьми по цветоощущению. Прекрасным методическим пособием может стать книга Ирины Валентиновны Сидоровой «Развитие эмоционального мира с детей старшего дошкольного возраста с использованием цвета» (14 занятий).

Какие задачи решают данные занятия?

  1. Расширение представлений детей о разных цветах. Формируется цветоощущение: что я чувствую, когда вижу тот или иной цвет.
  2. Дети учатся реагировать на цвет естественной эмоциональной реакцией, тем самым получают в свой арсенал еще один способ как управлять своими эмоциями. (Если мне грустно-поиграю с красными, оранжевыми игрушками, одену желтую футболку)
  3. Дети учатся самовыражению в цвете. Занятия построены с использованием игр на развитие общения, игр на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, пальчиковые игры, упражнения на дыхание.

Данные занятия можно использовать как развивающие (норма развития), так и коррекционные (с детьми ЗПР).

Очень хорошо, если у психолога просторный кабинет, где можно создать «цветную» атмосферу. Если таких условий нет-активнее работаем с педагогами.

Так интересна и увлекательна практика «цветного» дня в детском саду. Дети сами выбирают определенный цвет, и ему посвящается целый день: с цветом знакомятся, рассматривают, играют, воспроизводят в рисунках, создают фантастические игры, постройки. В цветовом пространстве подробно выделяется каждый день по отдельности: в группе собираются игрушки определенного цвета, меняется мягкий инвентарь (салфетки, скатерти, занавески), на занятиях используется мягкий фон из ширмы данного цвета.

Педагоги заранее договариваются с родителями о назначенной по цвету одежде. «Завтра у нас желтый день, мы будем жить в желтом цвете. Предусмотрите, пожалуйста, в одежде какой-нибудь элемент желтого цвета». Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы, имеющие густой, насыщенный оттенок, выставляются дозированно на 2-3 часа, а предметы нежного, приятного оттенка-на целый день.

В психопрофилактической работе психологом широко используются цветные полотна — отрезки шифона размером 1,5 м х1,5 м насыщенных цветов (красный, желтый, синий, зеленый и др.). Манипуляции с этими полотнами, обертывание в них, рассматривание сквозь них окружающего пространства дают ощутимый терапевтический эффект и развивают ощущения. Работая с цветом, мы обязательно уточняем его психологические характеристики: теплый — холодный, мягкий — колючий, спокойный — энергичный, мрачный — красочный и т.д.

Работая с педагогами по профилактике эмоционального выгорания, предлагаем рекомендации по использованию цвета:

1. Можно улучшить свое самочувствие очень приятным и предельно простым средством - использовать цветовую добавку для ванны. Суть такой процедуры заключается в том, что кожа воспринимает через воду мельчайшие колебания каждого цвета.

2. Так же действует и одежда определенного цвета. Если после утреннего пробуждения человек ощущает усталость, плохое настроение и депрессию, ему лучше выбрать одежду радостных, светлых, теплых оттенков.

3. Если же после утреннего пробуждения он испытывает избыток энергии, лучше надеть костюм успокаивающего зеленого или прохладного синего цвета.

4. Место, где в течение дня человек проводит больше всего времени, можно рекомендовать оформить стимулирующими тонами. Например, повесить картину или поставить небольшой предмет, цвет которого позволит зарядиться энергией.

5. При плохом настроении рекомендовать методику визуализации. Для этого ему предлагают воображаемой кистью окрасить помещение, в котором он находится в данный момент, в приятный для него цвет и погрузиться в состояние расслабленности.

Безусловно, к использованию цвета необходимо подключать и родителей. Так, хорошо воспринимается родителями консультация «Какие цвета полезны в детской комнате?», а также подключать родителей к практике «цветного» дня. Это хорошо включает родителей в совместную деятельность с педагогами по решению особенностей  развития ребенка.

Просмотров: 765 | Добавил: tale | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz