ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Приднестровской Молдавской Республики
Психологическая служба является необходимым структурным компонентом в системе народного образования. Целесообразность ее функционирования определяется, прежде всего, индивидуально-специфической неповторимостью психического развития ребенка. Психолог же, опираясь на свои профессиональные знания о возрастных закономерностях психического развития человека и их проявлении в зависимости от особенностей социального взаимодействия, дает педагогу необходимую информацию для осуществления индивидуального подхода к ребенку. В своей деятельности психологическая служба исходит из необходимости постановки как образовательных, так и социальных целей системы образования.
Образовательная цель - это приобретение обучающимися необходимых знаний и навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
Социальная цель — это помощь обучающимся и воспитанникам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического положения семьи. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Целью службы является содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности участников образовательного процесса.
К основным задачам службы относятся:
- содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, под
ростков и молодежи на каждом возрастном этапе, формирования у них спо
собности к самоопределению и саморазвитию;
- содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
- психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
- психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях, выявление основных проблем, определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей, подростков и молодежи;
- психологическая экспертиза профессиональной деятельности специалистов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;
- подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;
- содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки;
- научно-методическое обеспечение деятельности специалистов системы образования.
Структура психологической службы включает следующие должности: а) психолог (психологическая служба) структурного подразделения
системы народного образования (детских дошкольных учреждений, школ,
гимназий, лицеев, колледжей, техникумов и др.);
б) специалист УПО по психологической службе;
в) специалист MHO по психологической службе.
В решении всех проблем работники службы руководствуются интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармонического развития.
Работник психологической службы осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом и родителями.
Взаимодополняемость позиции психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимые условия плодотворной работы службы.
Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с медицинской, дефектологической и другими видами служб, органами опеки и попечительства, другими специалистами.
Отношения со всеми специалистами строятся на основе равенства и взаимодополняемости позиций.
Деятельность психологической службы направлена не просто на диагностику особенностей личностного и интеллектуального развития ребенка, психологических причин отставания в обучении и недостатка в воспитании, и прежде всего на их профилактику и устранение.
Деятельность психологической службы осуществляется специалистами, получившими общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции, применении активных методов социально-психологического обучения и психологического консультирования.
Педагоги, привлеченные к работе психологической службы, должны пройти специальную переподготовку для получения соответствующей квалификации практического психолога, которая должна быть подтверждена дипломом или свидетельством высшего учебного заведения.
По профессиональной линии деятельностью работника психологической службы учреждения руководит специалист УНО по психологической службе.
Основные виды деятельности психологической службы:
1. Психологическое просвещение
Данный вид деятельности осуществляется специалистами службы, представителями научной и практической психологии и определяется необходимостью формирования у педагогов, учителей, воспитателей, администрации образовательных учреждений, студентов, преподавателей, родителей (лиц, их заменяющих), а также детей, подростков и молодежи потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
2. Психопрофилактическая работа
Задачи данного направления определяются необходимостью создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременным предупреждением возможных нарушений в становлении личности и интеллекта.
Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, родителями и другими лицами, оказывающими влияние на формирование личности ребенка, подростка.
В русле психопрофилактического направления работники психологической службы осуществляют следующие мероприятия:
- Проводят работу по адаптации детей к условиям образовательного учреждения; дают родителям и педагогическому персоналу рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период.
- Участвуют в приеме детей в первый класс, определяют психологическую готовность к процессу обучения в школе с целью раннего выявления возможных отклонений и их коррекции; предлагают родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке его к школе; совместно с учителями намечает программу индивидуальной работы с детьми с целью их адаптации к обучению и обеспечения всестороннего и гармонического развития личности.
- Принимают участие в работе приемной комиссии в качестве консультантов по вопросам профессионального отбора (в колледжи, техникумы).
- Проводят психологическое обследование детей при переходе их из группы в группу (из класса в класс) с целью определения их готовности к дальнейшему обучению, намечая совместно с учителями и родителями программу индивидуальной работы с детьми.
- Ведут работу по предупреждению у детей психологической перегрузки и нервных срывов, связанных с условиями жизни, воспитанием и обучением.
- Организуют педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей.
- Ведут работу по созданию благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении.
- Способствуют развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива.
- Проводят анализ плана воспитательной работы, намечаемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.
3. Психодиагностическая работа
Это направление определяется ориентацией психологической службы на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в воспитании и отставания в обучении.
Диагностическая работа может проводиться как индивидуально с каждым ребенком, так и с группой детей.
В русле психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:
- Проводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития и соответствия возрастным нормам.
- Проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе учебно-воспитательной работы, оказания помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
- Проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют психологические причины нарушений общения.
- Совместно со специалистом соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии для определения:
а) нарушений преимущественно медицинской дефектологической
природы;
б) форм и причин явного асоциального поведения - бродяжничества,
воровства, токсикомании, наркомании, сексуальных нарушений и т. д.
4. Развивающая и психокоррекционная работа
Данное направление предполагает активное воздействие психолога на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка.
Его задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическому коллективу в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитие их способностей, склонностей.
Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, отставания в обучении и нарушений в поведении детей.
Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе психодиагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.
4.1. Психолог разрабатывает и осуществляет программы, направленные на осуществление как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.
- Психолог разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка, а также программы обучения одаренных детей.
- Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части.
Психологическая часть планируется и осуществляется психологом, а педагогическая - психологом совместно с учителем, воспитателем, мастером, родителями и выполняется последними с помощью психолога.
4.4. Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться
в процессе:
- специальной работы психолога с отдельными детьми;
- специальной работы психолога с группой детей;
- воспитательных мероприятий;
- мероприятий, предполагающих участие родителей и других родственников ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы, а также не требуют более строгих мер административно-воспитательного характера, что устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патологопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, последний может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.
5. Консультативная работа
В русле консультативного направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:
- Консультируют администрацию учебно-воспитательного учреждения, учителей, воспитателей, родителей; мастеров по проблемам управления, обучения и воспитания.
- Проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учебы, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, по проблеме субъектности.
- Способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, мастеров посредством проведения индивидуальных и групповых консультаций, выступая с лекциями на педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях.
- Выступают в качестве экспертов-консультантов при решении вопроса о психическом состоянии, особенностях психологического развития ребенка по запросам судов, органов опеки и попечительства с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений, связанных
с определением возможных изменений в судьбе ребенка.
5.5. В качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических особенностей детей.
Права и обязанности работника психологической службы
В своей профессиональной деятельности психолог обязан:
1. Руководствоваться действующим законодательством в области об
разования, охраны здоровья детей.
- Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.
- Знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской, возрастной, педагогической и практической психологии. Применять современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
- В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития. Содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка. Способствовать гармонизации социальной сферы учреждения и осуществлять примитивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
- Выполнять указания и рекомендации специалистов, работающих в сфере охраны здоровья детей и подростков, своих непосредственных руководителей. Применительно к своей работе в целом психолог обязан выполнять распоряжения администрации учебно-воспитательного учреждения, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой.
- Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического, природосообразного развития детей, индивидуализированного подхода к ребенку. Оказывать помощь детям в решении их индивидуальных проблем. Учитывать конкретные обстоятельства в решении всех вопросов и руководствоваться принципом «не навреди», т. с. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, педагогов или третьих лиц.
- Хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб ребенку или его окружению.
8. Вести записи и регистрацию всех видов работ.
Психолог имеет право:
- Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы ее проведения, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, определять приоритетные направления работы в определенный период времени.
- Требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
- Отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным, этическим принципам или задачам его работы, определяемым настоящим Положением.
- Знакомиться с документацией.
- Участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.
- Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценки их эффективности.
- Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских, научных целей.
- Вести пропаганду психологических знаний посредством лекций, бесед, выступлений.
- Выполнять дополнительную учебную и факультативную работу в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.
- В случае необходимости ходатайствовать (через руководство) перед соответствующими организациями об оказании помощи школьникам (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).
- Обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением.
Права и обязанности специалиста УНО по психологической службе:
Специалист УНО по психологической службе обязан:
- Оказывать психологам необходимую помощь в работе, заботиться об оснащении психологических кабинетов всем необходимым для работы (методическая литература, бланки и т. п.).
- Проводить методические семинары. Способствовать внедрению новых методов и приемов в практику работы психологов.
- Участвовать в работе районных (городских) психолого-медико-психологических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних.
- Отвечать за работу психологов в образовательных учреждениях района, города.
Специалист УНО по психологической службе имеет право:
- Знакомиться с документацией.
- Проводить консультативную работу.
3. Ставить перед руководством УНО вопрос о назначении и снятии
психолога образовательного учреждения с должности.
Организационные вопросы деятельности:
1. Психолог образовательного учреждения является равноправным
членом данного коллектива. Он принимает участие в работе педсовета, пе
дагогических консилиумов, методобъединений и др.
- Администрация обязана создать условия, необходимые для успешного выполнения психологом его профессиональных обязанностей, в том числе обеспечить создание психологического кабинета. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения различных видов работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием: оргтехникой, аппаратурой для психодиагностики, набором психодиагностических методик, бланками методик и пр.
- График работы психолога согласовывается со специалистом УНО по психологической службе и утверждается руководителем образовательного учреждения. При его составлении учитывается необходимость работы по непрерывному повышению квалификации психолога.
- Должностная инструкция психолога согласовывается со специалистом УНО по психологической службе и утверждается руководителем образовательного учреждения.
- Одна должностная единица психолога вводится в образовательном учреждении на контингент до 400 человек.
- Трудовой стаж психолога приравнивается к педагогическому стажу; на психолога распространяются все льготы и преимущества, продолжительность профсоюзного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для работников данного образовательного учреждения.
Ответственность работника психологической службы:
- Психолог несет персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций.
- Психолог несет ответственность за сохранность и оформление в установленном порядке протоколов обследований и документации службы.