Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 22:25

Персональный сайт психолога ДОУ Фоминой Светланы

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [4]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
13.04.2014, 00:07

ПОЛОЖЕНИЕ

О   ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  СЛУЖБЕ   В   СИСТЕМЕ   ОБРАЗОВАНИЯ Приднестровской Молдавской Республики

Психологическая служба является необходимым структурным компо­нентом в системе народного образования. Целесообразность ее функциони­рования определяется, прежде всего, индивидуально-специфической непо­вторимостью психического развития ребенка. Психолог же, опираясь на свои профессиональные знания о возрастных закономерностях психическо­го развития человека и их проявлении в зависимости от особенностей соци­ального взаимодействия, дает педагогу необходимую информацию для осуществления индивидуального подхода к ребенку. В своей деятельности психологическая служба исходит из необходимости постановки как образо­вательных, так и социальных целей системы образования.

Образовательная цель - это приобретение обучающимися необходи­мых знаний и навыков для получения профессии, развития карьеры, дос­тижения успеха в жизни.

Социальная цель — это помощь обучающимся и воспитанникам в оп­ределении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, инте­ресов, состояния здоровья, социального и экономического положения се­мьи. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимо­помощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Целью службы является содействие в создании в образовательном уч­реждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуаль­ности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности участников образовательного процесса.

К основным задачам службы относятся:

-   содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, под­
ростков и молодежи на каждом возрастном этапе, формирования у них спо­
собности к самоопределению и саморазвитию;

  • содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
  • психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения интеллектуальным и лич­ностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
  • психологический анализ социальной ситуации развития в общеоб­разовательных учреждениях, выявление основных проблем, определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей, подростков и молодежи;
  • психологическая экспертиза профессиональной деятельности спе­циалистов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;
  • подготовка и создание условий психолого-педагогической преемст­венности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного об­разования;
  • содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки;
  • научно-методическое обеспечение деятельности специалистов сис­темы образования.

Структура психологической службы включает следующие должности: а) психолог (психологическая служба)  структурного подразделения

системы народного образования (детских дошкольных учреждений, школ,

гимназий, лицеев, колледжей, техникумов и др.);

б)  специалист УПО по психологической службе;

в)  специалист MHO по психологической службе.

В решении всех проблем работники службы руководствуются интере­сами ребенка и задачами его всестороннего и гармонического развития.

Работник психологической службы осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом и родителями.

Взаимодополняемость позиции психолога и педагога в подходе к ре­бенку, тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматри­вать как необходимые условия плодотворной работы службы.

Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с медицинской, дефектологической и другими видами служб, ор­ганами опеки и попечительства, другими специалистами.

Отношения со всеми специалистами строятся на основе равенства и взаимодополняемости позиций.

Деятельность психологической службы направлена не просто на ди­агностику особенностей личностного и интеллектуального развития ребен­ка, психологических причин отставания в обучении и недостатка в воспи­тании, и прежде всего на их профилактику и устранение.

Деятельность психологической службы осуществляется специалиста­ми, получившими общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции, применении активных методов соци­ально-психологического обучения и психологического консультирования.

Педагоги, привлеченные к работе психологической службы, должны пройти специальную переподготовку для получения соответствующей ква­лификации практического психолога, которая должна быть подтверждена дипломом или свидетельством высшего учебного заведения.

По профессиональной линии деятельностью работника психологиче­ской службы учреждения руководит специалист УНО по психологической службе.

 

 

 

 

 

Основные виды деятельности психологической службы:

                   1.      Психологическое просвещение

Данный вид деятельности осуществляется специалистами службы, представителями научной и практической психологии и определяется не­обходимостью формирования у педагогов, учителей, воспитателей, админи­страции образовательных учреждений, студентов, преподавателей, родите­лей (лиц, их заменяющих), а также детей, подростков и молодежи потреб­ности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и разви­тии интеллекта.

2. Психопрофилактическая работа

Задачи данного направления определяются необходимостью создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом воз­растном этапе, своевременным предупреждением возможных нарушений в становлении личности и интеллекта.

Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с чле­нами педагогического коллектива, родителями и другими лицами, оказы­вающими влияние на формирование личности ребенка, подростка.

В русле психопрофилактического направления работники психологи­ческой службы осуществляют следующие мероприятия:

  1. Проводят работу по адаптации детей к условиям образовательно­го учреждения; дают родителям и педагогическому персоналу рекоменда­ции по оказанию помощи детям в адаптационный период.
  2. Участвуют в приеме детей в первый класс, определяют психоло­гическую готовность к процессу обучения в школе с целью раннего выявле­ния возможных отклонений и их коррекции; предлагают родителям мето­ды занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке его к школе; совместно с учителями намечает программу индивидуальной работы с детьми с целью их адаптации к обучению и обеспечения всестороннего и гармонического развития личности.
  3. Принимают участие в работе приемной комиссии в качестве кон­сультантов по вопросам профессионального отбора (в колледжи, технику­мы).
  4. Проводят психологическое обследование детей при переходе их из группы в группу (из класса в класс) с целью определения их готовности к дальнейшему обучению, намечая совместно с учителями и родителями программу индивидуальной работы с детьми.
  5. Ведут работу по предупреждению у детей психологической пере­грузки и нервных срывов, связанных с условиями жизни, воспитанием и обучением.
  6. Организуют педагогические консилиумы с целью психологиче­ского анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее пол­ного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей.
  7. Ведут работу по созданию благоприятного психологического кли­мата в учебно-воспитательном учреждении.
  8. Способствуют развитию коммуникативных навыков профессио­нальной деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по преду­преждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива.
  9. Проводят анализ плана воспитательной работы, намечаемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их раз­вития.

3. Психодиагностическая работа

Это направление определяется ориентацией психологической службы на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в воспи­тании и отставания в обучении.

Диагностическая работа может проводиться как индивидуально с ка­ждым ребенком, так и с группой детей.

В русле психодиагностического направления работники психологиче­ской службы решают следующие конкретные задачи:

  1. Проводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития и соответст­вия возрастным нормам.
  2. Проводят изучение особенностей детей, их интересов, способно­стей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в про­цессе учебно-воспитательной работы, оказания помощи в профессиональ­ном и личностном самоопределении.
  3. Проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстни­ками, выявляют психологические причины нарушений общения.
  4. Совместно со специалистом соответствующего профиля осуществ­ляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психиче­ском развитии для определения:

а)    нарушений преимущественно медицинской дефектологической
природы;

б)  форм и причин явного асоциального поведения - бродяжничества,
воровства, токсикомании, наркомании, сексуальных нарушений и т. д.

4. Развивающая и психокоррекционная работа

Данное направление предполагает активное воздействие психолога на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка.

Его задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, по­мощь педагогическому коллективу в индивидуализации обучения и воспи­тания детей, развитие их способностей, склонностей.

Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, отставания в обучении и нарушений в поведении детей.

Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ре­бенка, определенных в ходе психодиагностики, и носят строго индивиду­альный, конкретный характер.

4.1. Психолог разрабатывает и осуществляет программы, направлен­ные на осуществление как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.

  1. Психолог разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребен­ка, а также программы обучения одаренных детей.
  2. Программы развивающей и психокоррекционной работы вклю­чают психологическую и педагогическую части.

Психологическая часть планируется и осуществляется психологом, а педагогическая - психологом совместно с учителем, воспитателем, масте­ром, родителями и выполняется последними с помощью психолога.

4.4.    Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться
в процессе:

  • специальной работы психолога с отдельными детьми;
  • специальной работы психолога с группой детей;
  • воспитательных мероприятий;
  • мероприятий, предполагающих участие родителей и других родст­венников ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органи­ческого поражения центральной нервной системы, а также не требуют бо­лее строгих мер административно-воспитательного характера, что устанав­ливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда выяв­ленные отклонения имеют преимущественно патологопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонаруше­ний и тем самым выходят за границы компетенции психолога, последний может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.

5. Консультативная работа

В русле консультативного направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:

  1. Консультируют администрацию учебно-воспитательного учреж­дения, учителей, воспитателей, родителей; мастеров по проблемам управ­ления, обучения и воспитания.
  2. Проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учебы, развития, жизненного и профессионального самооп­ределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, по проблеме субъектности.
  3. Способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, мастеров посредством проведения индивидуальных и группо­вых консультаций, выступая с лекциями на педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях.
  4. Выступают в качестве экспертов-консультантов при решении во­проса о психическом состоянии, особенностях психологического развития ребенка по запросам судов, органов опеки и попечительства с целью выне­сения соответствующими инстанциями обоснованных решений, связанных

 

 

с определением возможных изменений в судьбе ребенка.

5.5. В качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических осо­бенностей детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Права и обязанности работника психологической службы

В своей профессиональной деятельности психолог обязан:

1.   Руководствоваться действующим законодательством в области об­
разования, охраны здоровья детей.

  1. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.
  2. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, а так­же детской, возрастной, педагогической и практической психологии. При­менять современные научно обоснованные методы диагностической, раз­вивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы. Посто­янно повышать свою профессиональную квалификацию.
  3. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития. Содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка. Способствовать гар­монизации социальной сферы учреждения и осуществлять примитивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
  4. Выполнять указания и рекомендации специалистов, работающих в сфере охраны здоровья детей и подростков, своих непосредственных руко­водителей. Применительно к своей работе в целом психолог обязан выпол­нять распоряжения администрации учебно-воспитательного учреждения, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой.
  5. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического, природосообразного развития детей, индивидуализированного подхода к ребенку. Оказывать помощь де­тям в решении их индивидуальных проблем. Учитывать конкретные об­стоятельства в решении всех вопросов и руководствоваться принципом «не навреди», т. с. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, педаго­гов или третьих лиц.
  6. Хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педа­гогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб ребенку или его окружению.

8.   Вести записи и регистрацию всех видов работ.

Психолог имеет право:

  1. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с деть­ми и взрослыми, выбирать формы и методы ее проведения, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, определять приоритет­ные направления работы в определенный период времени.
  2. Требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обя­занностей.
  3. Отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным, этиче­ским принципам или задачам его работы, определяемым настоящим По­ложением.
  4. Знакомиться с документацией.
  5. Участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.
  6. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психо­коррекции и других видов работ, оценки их эффективности.
  7. Проводить групповые и индивидуальные психологические обследо­вания и эксперименты для исследовательских, научных целей.
  8. Вести пропаганду психологических знаний посредством лекций, бе­сед, выступлений.
  9. Выполнять дополнительную учебную и факультативную работу в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.

 

  1. В случае необходимости ходатайствовать (через руководство) перед соответствующими организациями об оказании помощи школьникам (из­менение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).
  2. Обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением.

Права и обязанности специалиста УНО по психологической службе:

Специалист УНО по психологической службе обязан:

  1. Оказывать психологам необходимую помощь в работе, заботиться об оснащении психологических кабинетов всем необходимым для работы (методическая литература, бланки и т. п.).
  2. Проводить методические семинары. Способствовать внедрению но­вых методов и приемов в практику работы психологов.
  3. Участвовать в работе районных (городских) психолого-медико-психологических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних.
  4. Отвечать за работу психологов в образовательных учреждениях района, города.

Специалист УНО по психологической службе имеет право:

  1. Знакомиться с документацией.
  2. Проводить консультативную работу.

3.   Ставить перед руководством УНО вопрос о назначении и снятии
психолога образовательного учреждения с должности.

 

 

 

 

 

 

Организационные вопросы деятельности:

1.   Психолог образовательного учреждения является равноправным
членом данного коллектива. Он принимает участие в работе педсовета, пе­
дагогических консилиумов, методобъединений и др.

  1. Администрация обязана создать условия, необходимые для успеш­ного выполнения психологом его профессиональных обязанностей, в том числе обеспечить создание психологического кабинета. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые ус­ловия для проведения различных видов работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием: оргтехникой, аппаратурой для психодиагностики, набором психодиагностических методик, бланками ме­тодик и пр.
  2. График работы психолога согласовывается со специалистом УНО по психологической службе и утверждается руководителем образовательного учреждения. При его составлении учитывается необходимость работы по непрерывному повышению квалификации психолога.
  3. Должностная инструкция психолога согласовывается со специали­стом УНО по психологической службе и утверждается руководителем обра­зовательного учреждения.
  4. Одна должностная единица психолога вводится в образовательном учреждении на контингент до 400 человек.
  5. Трудовой стаж психолога приравнивается к педагогическому стажу; на психолога распространяются все льготы и преимущества, продолжи­тельность профсоюзного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, уста­новленные для работников данного образовательного учреждения.

Ответственность работника психологической службы:

  1. Психолог несет персональную ответственность за правильность пси­хологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций.
  2. Психолог несет ответственность за сохранность и оформление в ус­тановленном порядке протоколов обследований и документации службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: tale
Просмотров: 2672 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz